Сказы-былицы Павла Патлусова добры, светлы и прямо-таки насыщены историческими, а подчас и современными реалиями. Сам автор — потомственный лесник, знает и любит историю и природу края, постоянно думает над тем, как ее сохранить — для нее самой и на благо человека. |
№1 "Чертов палец" Зимние декабрьские деньки необычайно коротки, ночь порою даже не уходит за горизонт, а лишь только прячется в густых, свинцового цвета облаках. В это глухое времечко народ невольно становится мрачен и сонлив. Медики объясняют это просто: авитаминоз. Но бывалые люди говорят: в это время усиливается влияние темных сил, и заканчивается власть тьмы только 23 января, когда день заметно удлиняется. Долгими зимними вечерами население глухого уральского поселка Шаля обычно проводит время перед телевизором. Редко кто из молодых возьмет в руки книгу. Тепло, уютно в деревянной избе, и кусок на зиму припасен: законсервированы ягоды, грибы, овощи, кое-кто вырастил скотинку на мясо. Богат край для того, кто работать не ленится. В небольшом деревянном доме, расположенном на берегу пруда, проживала одинокая старушка по имени Агафья Ивановна. В избушке, кроме самой необходимой мебели – кровати с металлическими спинками, табуретов, стульев и столов, – ничего не было, но во дворе у хозяйки обретались две козы и несколько кур, которые и позволяли бабе Гане сводить концы с концами. Ее часто навещала внучка Лена - дочь старшего сына, а всего у старушки было шестеро детей. Девочка-ученица шестого класса сидела за столом - выполняла уроки.– В наше время, бабушка, много чудес, - оторвав шариковую ручку от тетради, обратилась к ней Леночка, - а в ваше время их не было вовсе. Теперь и телевизор, и телефон, и компьютер, и даже космическая станция...Старушка сидела напротив девочки за прялкой с поблекшим от времени многокрасочным рисунком, - готовила пряжу на носки да варежки для своих внуков.– И то верно, Леночка, люди много чудес творят. Раньше все это Бог лишь мог сделать, - продолжая крутить шерстяную нить, ответила баба Ганя. – Вот взгляни на прялку: что видишь?– Какие-то кружки, черточки, квадратики, внизу звери у большого камня изображены...* Мараковать – понимать, смыслить.– Маракуешь* верно. Мой прадед не случайно кроме обычного для своего времени круговорота солнца изобразил на прялке зверей, ведь для него это было чудо, которое живет до сих пор, – заинтриговала внучку хозяйка избушки.– Расскажи, расскажи! – отложив в сторону тетрадь с учебниками, подсела к бабушке Леночка.– Ну, слушай, да зря не лыбься, – отставила прялку к стене бабушка. – Давно это было. Леса по тем временам были высоченные, непроходимые; зверья различного много... Проходила мимо нашего поселка, за Поповой горой, единственная на Урале дорога. Дорогу назвали позднее Татищевской - начальник такой при царе был. По дороге можно было через Молебку и Суксун попасть в Пермь, а здесь, на Сибирь, добирались по ней до Нижнего Тагила, Верхотурья... Сведущие люди баяли, что по дороге ездили купцы Демидовы, священники и даже большие царские начальники. По этой же дороге бежали на Урал преступники, крепостные крестьяне и всякий народишко, желавший свободной и обеспеченной жизни. Иногда беглые людишки объединялись в воровские шайки и наводили ужас на всех проезжающих – место наше, по правде сказать, было совсем безлюдным. Богатые и знатные люди ездили без особой опаски – у них большая охрана, – а простой народ сильно страдал. Вот однажды появился в этих местах беглый казак по имени Михей, по кличке Косарь. Так обычно в старину называли большой нож для щепления лучины, им же дробили крупные кости. Михей был огромного роста, из себя весь черен как ворон и страшно зол. Какого путника на дороге ни встретит – обязательно ограбит и без нужды жизни лишит. Не щадил ни женщин, ни убогих странников. Здесь его шайке было слишком вольготно: глухомань на сотни километров кругом. Пооживленнее было только вокруг заводов: возле Нижнего Тагила на востоке да возле Кунгура на западе... Еще бают, что местных вогулов изгнал отсюда он: отбирал добычу, пушнину... Уж больно лют был разбойник! Он, говорят, хотел награбить много золота и откупить все демидовские заводы, – думал стать на Урале единственным хозяином.* Симеон Меркушинский (праведный Симеон Верхотурский) – единственный русский святой, который родился и жил на Урале, очень почитаем верующими.Поехал однажды в Верхотурье на богослужение по случаю очередной годовщины со дня смерти Симеона Меркушинского* священнослужитель с дьячком из Кунгура. Охраны никакой с собой не взял, понадеялся на Бога. В том месте за Поповой горой, где речка Убойская впадает в Малую Шалю, шайка разбойников во главе с Косарем напала на путников. Остановив лошадей, Косарь выволок священнослужителя за волосы из коляски, а дьячка сбросил с козел. Сорвали с божьих слуг кресты, обыскали дорожный сундук и поволокли свои жертвы на гору, хуля Бога и глумясь над путниками.- Оставь греховное дело, - молил разбойника священник, – покарает тебя Господь!* Пазарить – драть, сечь, мучить, раздирать и другие значения.Косарь в ответ лишь смеялся и сквернословил. На самой вершине горы, насладившись телесными муками священников, лютый разбойник зарубил их саблей, не дав им даже прочесть молитвы. После жестокой расправы над невинными жертвами Косарь решил уйти с награбленным добром в потайное место, но не успел он спуститься со своими разбойниками с горы, как перед ними будто из-под земли вырос архангел Михаил. Он был ростом до небес, весь в белых одеждах. Бандиты бросились бежать, а сам главарь шайки Косарь не мог даже пальцем пошевелить–остолбенел. Стоит, как каменный, – вот начал терять человеческие черты и все более чернеть... И превратился он в столб черного цвета с дьявольским числом 666. Так и стоит вблизи речки Малой Шали.С тех пор разбойники не пазарили* в наших местах. Гора, на которой произошло святотатство, была народом названа Поповой, а речку, впадающую в Малую Шалю, назвали Убойской. Черный ях речки Баской. В этом же пруду мочили лубье - липовую кору для мочала. Все веревки в лагере делались из этого материала. На берегу пруда выстроили баню, бараки для заключенных, конный двор и колодец для нужд охранников.Женщины-лагерницы заготавливали лес: они валили его с помощью двуручных пил, обрубали сучки, а затем с помощью лошадей подтаскивали бревна к лежневке. Лежневка – это дорога, выложенная из бревен. На бревна накладывались доски в виде рельс, по которым на вагонетках, таких специальных тележках, женщины доставляли лес на пилораму. Через пруд в Глухаре был построен висячий мост, ибо в гору вагонетку с лесом вытолкать женщинам было не под силу. После такой тяжелой работы лагерницы могли только высушить одежду возле печей в бараке, а на следующий день – снова в лес. Многие не выдерживали таких условий, гибли. Хоронили бедолаг в лесу без лишних хлопот.Однажды, когда уже заканчивалась война, в лагерь привели совсем маленькую девочку Иру. Всего лет двенадцать ей было. Определили работать на лежневку, толкать вагонетку с лесом на пилораму. Когда ее переодели в лагерную одежду, то в большой не по росту телогрейке и огромных сапогах она стала похожа на неуклюжий пузырь. Женщины в лагере говорили: какой толк от такого «клопа» на лежневке, надо бы оставить ее на кухне или при бане. Но на кухню направляли только тех, кто хорошо перед лагерным начальством выслуживался. Вот и пошла девчушка в лес, на лежневку. Женщины постарше, как могли, старались ей помочь, давали возможность передохнуть – не брали ее в каждый рейс на пилораму. Все заключенные жалели девочку. Осудили ее за одну-единственную горсть зерна, которую она взяла на зернотоке для маленького брата. Такие были законы при Иосифе Жестоком.– А кто такой этот Иосиф Жестокий? – прерывает рассказ бабушки Леночка.– Был такой правитель, самый главный у коммунистов. Народ много претерпел от него. И расстреливали, и в тюрьмах гноили, и на лесозаготовках мучили – хуже крепостного права...Более трех месяцев уже пробыла в лагере девочка Ира. Наступил июнь месяц. В лагере сменили всю охрану, и в лес, в бригаду заготовителей, направили злющего охранника – Чуркина. Он постоянно был с похмелья и вечно всем недоволен. Раньше-то он при кухне командовал, а потом, видимо, на чем-то погорел... Вначале он к девочке относился сносно. Женщины начнут толкать вагонетку на пилораму, а ее поставят возле висячего моста - все девочке облегчение. Она там даже нашла себе забаву, обнаружила под кустом маленьких зайчат. Они – зайчата – страсть как полюбили девчонку: бывало, утром идут женщины под конвоем на работу, а серые уже на пригорке скачут, ждут Ирочку. Все заключенные в лагере умилялись, глядя на это. Зайцев подкармливали хлебушком, который отрывали от своего скудного пайка.Только однажды охранник Чуркин перестал позволять давать девочке отдых и заставлял ее толкать каждую вагонетку. Иногда он даже пинал ее ногами или хлестал вицей: надо думать, ему такой приказ поступил. Жалеть заключенных, даже малолетних, закону не было, все считались врагами народа...Как-то раз на висячем мосту Ирочка в своих огромных сапогах запнулась, упала и сломала ключицу. Лагерный фельдшер сделал перевязку и пообещал поставить девочку в строй через две-три недели. Может, в наше время врачам это и удается, но по тем временам такое чудо было возможно только при очень сильном желании больного поскорее выздороветь. У девочки такого желания, понятно, не было. Ей приносили из леса маленькие подарки-гостинцы «от зайцев»: землянику, смородину, пиканы, заячью капусту. Да только девочка таяла на глазах: потеряла аппетит, не стала пить лекарства. Скучала по своим подросшим зайчатам, которые ждали ее каждое утро на бугорке возле висячего моста. Однажды Чуркин едва не выстрелил в них из карабина, да лагерницы заслонили зайчат. Он долго матерился, но стрелять не стал – может быть, и у него была капля добра в душе?..Вскоре у девочки поднялась температура – началась пневмония. Хороших лекарств для заключенных не было. Недолго она проболела – скончалась. Похоронили ее возле висячего моста, на бугорке. На следующее утро, когда женщины шли по лежневке в лесосеку, на том бугорке, прямо на свежей могилке девочки, сидели три зайца и плакали. Все видели, как крупные, чуть-чуть розоватого цвета слезы катились из заячьих глаз. Лагерницы говорили: посмотрите, даже дикий зверь может проявить сострадание к человеку.До глубокой осени зайцы ходили на эту могилу, а потом начальник лагеря на охоте затравил зверюшек собаками. Без сердца были люди... На следующий год на могиле появились маленькие розовые цветочки, которые женщины-заключенные, не сговариваясь, назвали «заячьи слезы». В народе их еще знают как «кошачьи лапки». С тех пор у нас считается: где этот цветок хорошо растет, там зайцы оплакивают чью-то безвинно загубленную молодую жизнь. Эти места беречь надо, они святые, как памятники.– Какое, бабушка, страшное время было... Мне очень Ирочку жаль, – всхлипнула внучка.– Правильно, Леночка, доброе сердце не бывает равнодушным, – баба Ганя прижала девочку к себе. – Поплачь – чище душа будет... |
№2 "Сылвинцы" Конец марта на Урале обычно считается началом весны. Обильный снежный покров уплотняется и постепенно оседает, обещая многоводность весенних потоков. С южной стороны домов снег становится рыхлым и ноздреватым: днем подтает, а ночью покроется ледовой корочкой. В этих ранних весенних «оазисах» появляются первые признаки близящегося лета: крупные мухи или бабочки-крапивницы греются в лучах солнца на теплых стенах домов. Куры, выпущенные добрыми хозяйками на улицу, тоже держатся на этих относительно теплых участках земли. Клочки сена, навоза возле хозяйственных построек дополняют картину только-только вступающей в свои права уральской весны.Второй день гостит у бабушки Леночка: в школе весенние каникулы. Она сидит напротив окна, щурится от солнца и дергает без причины за уши кота, который развалился на кровати. Серко передергивает ушами, отворачивается от назойливой девочки, но убегать не спешит, только недовольно мурлычет в полудремоте.* Вожгатъся – упорно и напрасно над чем-то трудиться.– Не мучай кота! - назидательно говорит баба Ганя. – Лучше положи кусочек сухаря под печь, Ерошка там начал вожгаться*...–Домового жалеешь, а мне о нем даже ничего и не расскажешь, – недовольно протянула девочка, направляясь на кухню. – А кто его, твоего Ерошку, видел? Эй, домушник, покажись!– Зазря домового не тревожь, он свое дело знает, – немного посерчала Агафья Ивановна. – Ерошка с нами приехал из Глухаря, жил там в новом домике, построенном для лесника, твоего деда Марковея. Вот с тех пор за нами и следует... А как иначе? Положила корочку?– Положила, да там его не видно.– Значит, для тебя не пришло время. Садись, буду сказ творить, а ты слушай и вникай. В жизни люди, бывает, большие пакости друг другу делают, а разная нечисть порою лучше их бывает...Это случилось давно, еще до образования Шалинского района. В то время было у нас здесь аж два района: Шамарский и Староуткинский. В Шамарах, почти в центре поселка, возле лога жило семейство Черниговых. Хозяином там был Федор Иванович. Ложок-то в Шамарах до сих пор прозывается Черниговским. На железнодорожной станции, где проживала основная масса народу, у Пестимии Шамариной, вдовы, была красавица дочь Васса, или, как ноне говорят, Василиса. Девушка работящая, приветливая, скромная - завидная невеста для любого парня из поселка. Но она никого, кроме Ивана Чернигова, не замечала.Вскоре началась коллективизация. Многие коммунисты по той поре, чтобы выслужиться перед начальством, то посулами, то угрозами загоняли крестьян в колхозы. Вступил в колхоз и Федор Иванович вместе со всем семейством – не решился идти против властей. Он сдал в колхоз двух коров, двух лошадей и до десятка овец с хозяйственным скарбом: телегами, санями, лошадиной сбруей, плугом, боронами. Федор-то Иванович понимал, что в колхозы все равно придется всем вступать, власть свое возьмет. Мудрый был человек.Больше всех в Шамарах над народом изгалялся Родя Попов – его все в поселке называли не иначе как «созлый коммунист». И на беду его сын, Еремей, такой же, как и отец, никудышный, ленивый и драчливый парень, захотел иметь в невестах Вассу Шамарину. Только она на него даже и не смотрела. Он разными путями пытался привлечь к себе ее внимание: дарил пряники, платки и даже привез ей из Кунгура духи «Персидская сирень» - самые модные по тем временам. Васса все подарки вернула обратно. Вот и пожалился никудышный женишок своему отцу на строптивую девку. «Созлый коммунист» рассудил по-своему: «Сначала уберем соперника, а уж потом и ее можно легонько взять... Пиши донесение в органы». Вот и состряпал Еремка донос, где сообщил: Чернигов Федор Иванович по социальному положению бывший кулак, служил в царской армии унтер-офицером и за своюслужбу имеет орден и медаль, но никому об этом не говорит. В колхоз пошел не по идейным соображениям, а вынужденно. И подписал: «Дворник» – под такой кличкой проходил в органах Еремка Попов.Через неделю после доноса, ночью, к Черниговым пришли три милиционера. Ночных визитов этих незваных гостей тогда все боялись, знали, зачем те приходят: хулиганства и грабежей-то по Шамарам не было. Жена и трое маленьких детей Черниговых плакали во весь голос. Только Иван угрюмо смотрел на милиционеров, которые торопили Федора Ивановича. Отец лишь успел на прощание сказать: «Перед властью у меня, видит Бог, вины нет». Следствие длилось недолго: отца-Чернигова отправили в Архангельскую область, на лесоповал, сроком на десять лет.После этого Еремка – по-другому его в народе и не называли – предупредил Ивана: если он будет ухаживать за Вассой, то, как и отец, отправится на лесозаготовки. Не вытерпел Ваня и ударил сына «созлого коммуниста» кулаком по лицу, назвал его подлецом. Буквально через день в органы пришел донос от «Дворника» и на Ивана. В кляузе Еремка написал: Чернигов Иван Федорович занимался хищением колхозного имущества: увез с колхозного склада к себе мешок ржи под предлогом недополучения ее отцом, врагом советской власти Черниговым Федором Ивановичем.* Так обычно называли непродолжительный пост перед Петровым днем (29 июня).И Ивана упрятали в лагерь, тоже на десять лет, вышел он оттуда уже во время войны с фашистами. А Еремка после такой пакости думал, что женится на Вассе. Он ее предупредил: если не пойдешь за меня, то и твою мать тоже сгноим в лагерях... Долго думала Василиса и за неделю до свадьбы, перед самыми петровками*, в конце июня, ушла на реку Сылву и бросилась в омут, что выше Черниговского лога. Там и теперь еще очень глубоко.Еремка – горе-женишок – после этого сильно запил и совершенно перестал совеститься людей: то за брагой залезет в чей-нибудь погреб, то, похабник и бестыдник, в баню к девкам заползет... А уже в августе месяце пошел он как-то в пьяном виде на реку... Что там произошло, не ведаю, но нашли Еремку мертвым на перекате, что выше Черниговского лога. Нос и рот у покойника были забиты пеной. Народ сказывает: растрепы, космачки, нечесы, чертовки защекотали его до смерти. Это все русалки, среди которых была, наверное, и Васса. Кротким нравом русалки не отличались. Поэтому летними ночами по всей реке слышался дикий хохот и плач.Отбыв десять лет на лесозаготовках, вернулся на родину Иван Чернигов. Родственники ему все обсказали. За это время подросли его две сестры и брат Николай. Отец семейства, Федор Иванович, остался навсегда в архангельских лесах – не хватило здоровья претерпеть все лишения. Пообщался Иван с родней и оправился на берег реки. В это время в заводях расцвели кувшинки. И вдруг услышал он тихий и нежный шепот Василисы: «Иди ко мне, мой долгожданный!» Екнуло сердце мужика, и он, не раздумывая, бросился в воду. В тот же миг на реке зазвучали свадебные мелодии тальянок.– Лучше бы, бабушка, свадебный марш Мендельсона, – вмешалась в рассказ Агафьи Ивановны девочка.– В то время у нас здесь такой музыки не было – откуда ж ее и сылвицам было знать? Сылвица – это русалка, которая выходит замуж каждый год в июле месяце, когда цветут белые кувшинки. Они зовутся у нас василинами. Тихой июльской ночью, там, где в заводях растет василина, можно и сейчас услышать свадебные мелодии. Даже дикая и бурная река Сылва замирает, глядя на сылвицу Вассу и ее долгожданного жениха Ивана. А еще бытует поверье: если кто сорвет белую кувшинку-василину, то счастлив сможет быть только среди сылвиц.– Я, бабушка, никогда рвать цветы не буду, – испугалась внучка.Погладив Леночку по волосам, баба Ганя поднялась со стула.– Пора на стол собирать, внучка-то у меня проголодалась...– Ага. А чем питаются сылвинцы в реке, бабушка? – интересуется слушательница.– Не знаю. Пока ваши ученые на этот вопрос не дали ответа, – лукаво улыбнулась старушка. |
№3 "Кот Чурок" Утро. В теплой, пахнущей сеном постели – бабушка Ганя обычно набивала матрацы свежескошенной травой – ворочается проснувшаяся Леночка. Вот ее рука под одеялом потянулась в ноги и нашла лежащего там кота Серко. Девочка вновь ради шутки начала дергать его за уши. Кот довольно громко и сердито заурчал.– Лена, ну что ты опять над котом-то изгаляешься? – вступилась за Серко баба Ганя. Она спускалась с печи на кухне, где «разогревала» суставы ног. – Лучше вставай, умывайся, садись за стол, а потом займемся уборкой в избе.– Ладно, – девочка выпустила кота. – И чего ты, бабушка, его жалеешь? Он ведь животное, ничего не понимает, только и умеет что мышей ловить да молоко лакать!– А вот сделаешь уборку, поможешь бабушке – расскажу о коте, который своего хозяина дважды от смерти спас. Тогда и посмотрим, – возразила Агафья Ивановна.Часа через два бабушка прилегла на постели, укрывшись пуховой шалью, а рядом с котом на коленях примостилась внучка. Она уже с нетерпением ждала очередного рассказа.– Это было почти сто лет назад. В то время на месте нашего районного центра рос вековой лес. Серапион Сафонов еще не построил своего дома на Сипиной горе, где мы с тобой сейчас находимся. Горка названа в честь его, первого жителя Шали. Он в то время жил еще в Сылве и было ему не больше пятнадцати лет. Об этом Серапионе, или попросту Сипе, мне поведала его дочь Елизавета, которая долго жила в его доме и совсем недавно Богу душу отдала.В начале века здесь решили построить железную дорогу. Подряд смог получить богатый кунгурский купец Половинкин. Хороший он был человек или плохой – не знаю, только вот что о немсказывали. Приказчики на строительстве дороги, бывало, жульничали и выдавали рабочим не всю заработную плату. И тогда те жаловались купцу Половинкину – если, конечно, до него добирались, а это было нелегко, в Кунгуре он жил. Про тех, кто смог вытребовать свои деньги, в народе обычно говорили: дошел аж до «Половинки». Вот так с тех пор и живет в районе память об этом человеке. Между поселками и деревнями у нас в районе условные отметки на дорогах «половинками» называются.Вначале железную дорогу хотели проложить через село Сылву от станции Вогулки до станции Сарги, но часть богатых жителей Сылвы во главе с Булычевым - у него было много земли - откупилась, и дорога пошла через крутые горы. В горах надо было делать глубокие выемки, а низины и лога засыпать грунтом и камнем. Камень брали частью из выемок, а частью еще «ломали» на речках Шале и Варлашовке. Возили камень на лошадях. Котлованы строили из тесаного камня, - такие большие трубы для пропуска воды в логах. Эту работу выполняли только рабочие из Москвы или Петербурга. А вот на выемке породы работали местные – кайлом, ломом и лопатой. Вывозили породу тачками, грабарками-тележками на четырех колесах, иногда использовали вагонетки: под гору они катились по рельсам, а в гору тащили их лошадями. Экскаваторов в те времена, сама понимаешь, еще не было. Особенно много хлопот доставила выемка на Шатлыке, возле Пастушного.Отправил однажды Лаврентий Сафонов своего сына Серапио- на с подводой на строительство железной дороги, дабы заработать для семьи лишнюю копейку. Направили мальчугана приказчики на Шатлык. Вместе с мальчиком из родного дома ушел и кот Чирок. Увязался за подводой, и все тут. Чирком его прозвали после того, как он однажды, как собака, сплавал за уткой, подстреленной на сылвенском пруду. Вот какой это был кот!В выемке к тому времени почти весь грунт выбрали, а в самой середине остался цельный столб из неизвестного камня, который не могли разрушить кувалдами. Решили взорвать его порохом. Заложили тридцать зарядов и рванули. Рабочие с кувалдами и возчики на подводах направились к центру выемки. Хотел туда поехать и Серапион, да только кот Чирок неожиданно прыгнул с крыши казармы, где временно жили рабочие, прямо на шею лошади Сафоновых, и она со страху бросилась по дороге домой, в Сылву. За лошадью побежал и мальчик: поймал ее только через два километра, и когда возвращался обратно, то вновь услышал взрыв. Это грохнули неразорвавшиеся заряды, когда рабочие ударили кувалдами по столбу. Погибло тогда трое рабочих и двое возчиков. Сначала-то Серапион со злости потаскал кота за загривок, но как понял, что кот не дал ему попасть в выемку, – обрадовался и начал баловать рыбой.Через пять дней после похорон погибших рабочих вновь решили взрывать этот треклятый столб. Заложили на этот раз шестьдесят зарядов. Прогремел взрыв, рабочие въехали в выемку, а столб как стоял, так и стоит! Только Серапиона опять при этом не было. Вновь кот прыгнул с подводы лошади на гриву, та шарахнулась, да так, что занесло ее в болото. Пока Серапион ее вытаскивал, рабочие застучали кувалдами по столбу, а неразорвавшиеся заряды опять громыхнули. Погибли и рабочие, и возчики... После этого случая люди уже боялись и близко к выемке подходить. Пригласил тогда купец Половинкин отца Сергия. Поп побрызгал святой водой на столб, почитал молитвы, и столб упал прямо на глазах изумленной толпы. А в основании все увидели отпечаток лапы, словно бы петушиной, но размером более двух метров. Вот тут все и поняли, что столб держал сам дьявол и не давал строить дорогу. Потом тот столб, когда пустили по дороге поезда, увезли в Петербург для какого-то музея.– Бабушка, да это же был отпечаток лапы динозавра, который здесь жил давным-давно! – засмеялась девочка.– Твои ученые многое знают, да почему-то не могут объяснить, как этот столб не упал от взрывов, а рухнул от святой воды. И как это кот Чирок дважды спас от смерти мальчика Серапиона. Можешь ответить? То-то же! – возразила баба Ганя.– Ученые рано или поздно это узнают. Но кота Серко я больше не буду дергать за уши – вдруг он такой же умный, как Чирок! |