Вокзал построен в стиле «модерн», в 1909 году, когда строилась эта линия, он был в моде. |
На конференции «Горбушинские чтения 2009 года», проходившей в Кунгуре, было подвергнуто сомнению устоявшееся мнение о том, что автором проекта здания шалинского вокзала является известный русский архитектор А. Щусев. На основании дела о постройке Пермь-Екатеринбургской железной дороги, сданной в эксплуатацию в 1909 году, которое хранится в Российском государственном историческом архиве, был сделан вывод о том, что проекты всех станций и служебных помещений принадлежат Феофану Евтихиевичу Вольсову. Именно его подпись стоит на архитектурных чертежах, обнаруженных в госархиве. Эту версию подтверждают и личные архивы архитектора, хранящиеся в Ульяновском краеведческом музее. В списке проектов и построек гражданских сооружений, составленном самим Вольсовым, первым пунктом идут все здания на железнодорожной линии Пермь — Екатеринбург, в том числе вокзалы Пермь-Заимки, Кунгур и Шаля. |
Отгадайте, что роднит железнодорожный вокзал дореволюционной постройки в поселке Шаля, мавзолей В.И. Ленина и ансамбль Казанского железнодорожного вокзала столицы, где многие из нас не раз ожидали поезда на Урал? Напряглись, любознательные. Вы можете ответить – камень. Действительно, все три оригинальные сооружения сработаны из камня, где грубо рустированного, где полированного. Однако, как уточняют учителя в школах, эта догадка – не полная и поверхностная. Автор проектов – вот что объединяет эти три творения. Создателем их является известный во всем мире академик архитектуры Алексей Викторович Щусев. Об этом поведал бывший моряк и строитель, бывший сотрудник районной газеты и знаток края Дмитрий Валентинович Лаврентьев (ныне покойный), специально интересовавшийся биографией вокзала. Как-то раз, очутившись в Москве по служебной надобности, он зашел во Всесоюзный музей истории и теории архитектуры и градостроительства (именно здесь хранились папки и листы с родословной вокзала). Пробыв в музее полдня, Дмитрий Валентинович обнаружил то, что искал. Автором проекта вокзала на новой и незаметной тогда, по меркам железнодорожного атласа России, станции Шаля оказался маститый, несчетно раз лауреат и обладатель всевозможных премий академик Щусев. Как, кстати надо заметить, и проекта вокзала в городе Красноуфимске. Достовернее и точнее сказать, академик проектировал типовые вокзалы, а потом их «привязывали» к местности, к рельефу, к вкусам заказчиков. В архивах, которые тогда изучал Лаврентьев, бережно хранились не только варианты чертежей будущего вокзала, но и рисунки здания. Были ли это наброски самого архитектора-академика, или их выполнили по его просьбе другие художники, Дмитрий Валентинович тогда не выяснил, – время торопило. К теперешнему нашему общему сожалению, краевед не смог и сфотографировать находку – не оказалось под рукой аппарата. Но не все потеряно для любителей истории района и области. Ведь те из нынешних шалинцев, кому небезразлична биография района, его людей и памятников, могут и должны продолжить изыскания. В 30-40 гг. А.В. Щусевым созданы здание гостиницы «Москва», Москворецкий мост, здание Большого театра оперы и балета в Ташкенте (Сталинская премия первой степени 1948 года), оформлена станция московского метрополитена «Комсомольская- колъцевая» (Сталинская премия второй степени 1952 года). В память о А.В. Щусеве в Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил с 1939 по 1949 гг. (Ленинский проспект, 13). Имя А.В. Щусева носит музей архитектуры в Москве. Подробно на: ru.wikipedia.org/wiki/Щусев Железнодорожный вокзал – ворота города, поселка, чаще всего – транзитные ворота. Через станцию Шаля тянется много тысяче километровая стальная магистраль от Владивостока до Москвы, Санкт-Петербурга и далее – в Европу. Даже не исследователь старины видит, что железнодорожный вокзал в Шале – сооружение необычное: имеет прикладное назначение, но довольно изящно, многофункционально и сработано, как деревенская изба, удобно и просто. Промышленное, по сути, здание, а будто вырезал его экономно и любовно из цельного куска селенита искусный резчик по камню – не плоше бажовского Данилы-мастера. Вокзал сложен из камня местных карьеров в 1909 году при прокладке крайне важной для развития Урала да и всей России железнодорожной магистрали Пермь–Кунгур–Екатеринбург, – дороги, заменившей для перевозок грузов и людей прежний, пеше-гужевой Сибирский тракт и коротко соединившей два крупнейших промышленных центра края. Намечали, свидетельствуют документы, губернские думцы еще раньше проложить «чугунку», да замешкались власти столичные. Как бы то ни было, к войне с Японией железнодорожная ветка построена не была. Зато позднее стены вокзала видели потоки крестьян столыпинского почина; крестьян-солдат, уезжавших на первую мировую войну, эшелоны пленных австрийцев, немцев, чехословаков; крестьян, провозимых мимо него в вагонах с зарешеченными окнами – репрессированных хлеборобов России, Украины; солдат сибирских и уральских областей, призванных на Великую Отечественную войну; видели тысячи молодых энтузиастов-первоцелинников. Много чего довелось им увидеть за почти вековую историю. Рассказывает Д.В. Лаврентьев, старожил поселка. Станция Шаля, ее мастерские по ремонту подвижного состава были градообразующим предприятием. Росла, тяжелела грузами станция, увеличивался грузопоток – рос и хорошел поселок Шаля. Что помнится ему из тех далеких пятидесятых, шестидесятых годов? Черный снег. Снег на станции и на ближних к ней улицах был всегда черным. И начальный снег, и последний. На станции, которая служила оборотным локомотивным пунктом, загружали черным блестящим антрацитом или углем поплоше и побурее тендеры сотен паровозов серий СО («Серго Орджоникидзе»), ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский»), ИС («Иосиф Сталин» – «самый мощный в мире паровоз», как пели в тогдашней песне). Здесь формировали локомотивные бригады, ремонтировали, если требовалось, паровозы в депо того же, 1909 года постройки, заливали в котлы воду из шалинского пруда – по словам машинистов, самую мягкую на трассе, не оставляющую в котлах накипи. И составы с обновленными поездными бригадами опять уходили на Пермь или на Свердловск. |